Описание

Вплоть до XVII-XVIII вв., на западном побережье Байкала в долине р. Анги проводился крупный межродовой бурятский праз­дник - Ёрдынские игры (Ёрдойн наадан). Практика прове­дения игр у подножия горы Ехэ Ёрдо прекратилась с приходом на Бай­кал христианских миссионеров приблизительно в XVIII века. И только в конце XX века, благодаря публикациям доктора историчес­ких наук, профессора Д.С. Дугарова, Ёрдынские игры были возрождены и вновь состоялись в июле 2000 года на том священном месте.

Тогда на Ёрдынских играх присутствовало свыше двух тысяч человек: гости из Бурятии, Саха-Якутии, Агинского автономного округа Читинской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В программе праздника были выступления фольклорных ансамблей и спортивные состязания: традиционные соревнования по стрельбе из лука, классическая борьба, конные скачки. В спортивную программу помимо традиционных национальных состязаний были включены соревнования по метанию камня и перетягиванию палки. Последний вид спорта является национальным у якутского народа.

В XXI веке Ёрдынские игры стали заметным явлением в возрождении национальных традиций бурятского народа.

***

У кочевых народов весенние праздники проходили тогда, когда заканчивалась перекочевка с зимников на летники. Обычно эти праздники сопровождались состязаниями в силе и ловкости.

У бурят такие состязания назывались наадан, что в переводе обозначает «три игрища мужей». Такие состязания включали в себя бухэ барилдаан — национальную борьбу, сурхарбаан — стрельбу из лука, урилдаан — конные скачки.

Лук и стрелы издревле были основным оружием охотника и воина, поэтому стрельба из лука была обязательным и любимым видом состязаний. Среди бурят всегда была любима и борьба. Бурятская борьба очень демократична: в ней нет весовых категорий, и для поединка не устанавливается продолжительность по времени. Побеждает тот, кто вынуждает противника коснуться земли третьей точкой. Также в программу праздника могли включаться соревнования по поднятию и переноске тяжелых камней.

Молодые люди в соревнованиях имели возможность продемонстрировать свои лучшие качества: силу, выносливость, ловкость. В дни праздничных соревнований буряты узнавали, кто лучше всех из них скачет на коне, кто сильнее в национальной борьбе, а кто — самый меткий стрелок из лука. Завоевать звание лучшего, было весьма престижной заслугой. Победители в качестве награды получали хорошие призы: это мог быть скот, а могла быть и рука прекрасной девушки. О победителях спортивных состязаний слагались улигеры (сказания), благодаря которым герои прославлялись на долгие годы.

У каждого бурятского рода было свое, особое место для проведения национального праздника. Это место, особенно если оно являлось горой, со временем становилось сакральным. Например, в Кудинской долине тай-лаганы (родовые праздники) проводили у священных гор Байтог и Ухэр Манхай. У агинских бурят (Читинская область) это Алханай, священная гора, обход вокруг которой сулит всяческие блага и удачу. У баргузинских бурят — гора Барагхан-уула, в честь которой проводят специальные молебны. В Тункинской долине местными жителями почитается гора Мундорга. Но особое значение буряты придавали участию в празднике возле горы Ёрдо. Популярность этого праздника была так велика, что на него съезжались гости из самых далеких уголков Прибайкалья и Забайкалья.

Ёхор вокруг священной горы Ехе Ёрдо обычно продолжался 6 дней и ночей, а для того, чтобы круг замкнулся, в хороводе одновременно должно было участвовать свыше 700 человек. Если круг не смыкался, игры считались неудачными и приехавшие быстро разъезжались.

О проведении Ёрдынских игр в долине р. Анги найдена запись в полевом дневнике бурятского ученого М.Н. Хангалова, записавшего в 1908 г. со слов кудинских бурят: «В Яланцовском ведомстве есть две небольшие горы, которые имеют продолговато-конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются одна Малая Ёрд (Бага Ёрд) и другая Большая Ёрд (Ехе Ёрд). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты во время облавной охоты (зэгэтэ аба) вокруг Ехе Ёрд устраивали национальный праздник хатарха. Окружность Ехе Ёрд около 700 обыкновенных шагов, следовательно, здесь принимали участие около семисот человек, а менее не могли, но больше — сколько угодно. Относительно устраивания национального танца хатарха вокруг этой горы есть много народных преданий... В Курумчинском ведомстве слышал, что во время игры вокруг гор Ёрд (Ёрд наадан) хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жен. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей».

Обособленная жизнь в удаленных бурятских улусах не располагала к частым празднествам, поэтому возможность налаживания взаимоотношений и знакомств на общих праздниках была очень значимой и одним из важнейших побудительных мотивов для поездки на Ёрдынские игры.

О ГОРЕ EXE ЁРДО

Ехэ Ёрдо в переводе с бурятского означает «большой выступающий, высовывающийся» (ёрдойхо). Гора Ехэ Ёрдо находится в 9 км от пос. Еланцы и в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анги. По неизвестным ныне причинам эта невысокая (34 метра) правильной куполообразной формы сопка была выбрана древними людьми для проведения самого главного и многолюдного национального бурятского праздника на берегах Байкала.

О горе Ехэ Ёрдо существует большое количество старинных народных преданий. В одной из них рассказывается, например, о том, что богач Дали-баян, проживавший в устье Анги, перед играми устилал шкурками белых ягнят все склоны священной сопки Ёрдо, и она становилась белоснежной. А белый цвет с древних времен считается священным среди бурят и монголов. Можно предположить, что устилание белыми шкурами вершины сопки носило магический характер «очищения» и «освящения» сопки.

Во время праздника на вершину сопки поднимались только шаманы, больше никто не имел такого права. Перед самой вершиной горы Ёрдо с западной, более пологой стороны, где обычно поднимались шаманы, находится древнее святилище, представляющее из себя полость под двумя огромными 5-метровыми плоскими каменными плитами, установленными на каменных подпорках. С внешней стороны полость огорожена стенкой из сложенных камней. Многое говорит о том, что огонь здесь разжигался еще в древности. Во время праздника шаманы поднимались на сопку Ехэ Ёрдо и разжигали на ее вершине можжевельник, благовонный дым от которого предназначался местным эжинам (духам). Цель обряда — умилостивить хозяев местности, чтобы они покровительствовали жителям долины Анги, вовремя отправляли дожди, тепло, охраняли от разных болезней, способствовали размножению скота.

 

Информационная справка

Сибирь стала колыбелью формирования многих народов, проживающих на территории Российской Федерации. Центральное место в этих процессах занимает Байкал — чистейшее и самое глубокое в мире озеро. Многочисленные народы Евразии почитали и придавали этим землям сакральное значение. Раз в несколько лет здесь проводят межплеменные коллективные молебны. Постепенно молебны трансформировались во всеобщий праздник с песенно-танцевальными и спортивными состязаниями. Местом этих праздников стала гора Ёрд, давшая впоследствии название празднику «Ёрдынские игры».

Ёрдынские игры проводились вокруг двух сопок — Ехэ Ёрд и Бага Ёрд (большая Ёрд и малая Ёрд), расположенных в долине реки Анги, в 8 км от районного центра Еланцы Ольхонского района Иркутской области. Главным событием на играх выступает круговой танец Ёхор вокруг сопки Ехэ Ёрд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо иметь не менее 700 участников. Кроме Ёхора на празднестве устраивали состязания певцов.

Ёрдынские игры — это своеобразная Олимпиада народов Евразии. Команды меряются силами в национальных состязаниях: бурятская национальная борьба, стрельба из лука, мас-рестлинг (перетягивание палки), якутские национальные прыжки, переноска камня, шатар (шахматы), скачки на лошадях. В священном месте, на вершине горы Ёрд шаманы обращаются к духам. На протяжении тысячелетий раз в год в этой долине собирались многочисленные кочевые племена. На это время прекращались войны и конфликты. В единой молитве люди просили творца о здоровье и благополучии рода. Гора Ёрд по шаманским преданиям связывает землю с небом. В этом месте высшие и низшие миры духов открыты для контактов с людьми.

Усилиями общественности Фестиваль был возрожден после долгих лет забытья. В 2001 году был проведён первый праздник в Ольхонском районе, в сакральном месте для всех народов Сибири, в двух километрах от берега озера Байкал.

Только двадцатый век прервал традицию проведения Ёрдынских игр. В 21-м они прошли пять раз: 2001, 2005, 2011, 2013 и 2015 годах, собрав рекордное количество участников — более пяти тысяч человек. Установлена периодичность проведения — раз в два года. В 2013 году они вошли в календарь мероприятий ЮНЕСКО. В 2016 году фестиваль стал лауреатом на Всероссийском конкурсе событийного туризма — победителем в номинации «Народные традиции», в результате чего вошел в национальный календарь культурных и туристических мероприятий страны.

Ёрдынские игры планируется включить в перечень нематериального наследия мира, а саму гору Ёрд — в перечень материального наследия.

Участники Фестиваля: 12 субъектов Российской Федерации: Иркутская область, Забайкальский, Красноярский и Алтайский края, Республики — Бурятия, Тыва, Алтай, Хакасия, Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Саха (Якутия) и 3 зарубежных государства: Китай, Монголия, Корея.

В рамках Ёрдынских игр уже трижды состоялись научно-творческие конференции, привлечен профессорско-преподавательский состав университетов и научно-исследовательских институтов — ученые-исследователи по культурологии, культурной антропологии, истории, фольклористике, философии, представители органов государственной власти из разных регионов Российской Федерации, Республик Бурятия, Саха (Якутия), а также из зарубежных стран — Монголия, Китай, Великобритания, Германия.

Возрождение Ёрдынских игр можно считать огромным шагом на пути к духовному и культурному обогащению, социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации и многочисленных народов Евразии.

VI Международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры» пройдет с 15 по 18 июня 2017 года в местечке Хоторук Ольхонского района Иркутской области.